Владимир Попов

Третий Web. Владимир Попов о блокчейне, цифровизации и о переходе контентного потребителя к полноценному участнику.


Этим материалом IBMagazine начинает серию авторских колонок по цифровой экономике, технологиям и влиянию их на нашу жизнь от экспертов и специалистов отрасли, экономистов и философов.

Ещё в 2011 году Blockchain для многих казался немыслимой экзотикой, но в 2019 его внедряют все: от маленьких кофеен в Амстердаме и Иркутске до мировых гигантов формата IBM, Microsoft, и даже критики, такие как JP Morgan и ЦБ РФ.

Но блокчейн — это лишь одна из составляющих повсеместного распространения децентрализации: космические полёты Маска, Безоса и Брэнсона, второе дыхание BitTorrent или увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП мировых держав — звенья одной цепи.

И всё же говорить обо всём не удастся, поэтому остановлюсь на сфере мне наиболее близкой — IT:

• Blockchain и смарт-контракты дали возможность создавать криптовалюты и DAO (децентрализованные автономные организации — прим. редактора), чтобы сделать бизнес по-настоящему удалённым и распределённым. DAG (направленный ациклический граф, альтернатива блокчейн — прим. ред.) — ещё один шаг в этом направлении.

• Web 3.0 отдаёт пользователю пользовательское: его персональные данные и возможность ими распоряжаться.

• Наконец, на смену децентрализации приходят распределённые системы, то есть ещё более гибкие, а значит — с возможностью кастомизации под самый широкий спектр задач.

И здесь происходит та самая синергия: с одной стороны — появляется технологический базис для развития p2p-систем, с другой — контентная часть движется ровно в том же направлении.

Поэтому в цикле статей хотелось бы осветить следующие аспекты:

• А что же такое web 3.0 с точки зрения бизнеса, пользователя и государства?

• Какие уже существуют решения в этом направлении и как они будут развиваться?

• Наконец, какие опасности наличествуют и как им противостоять?

Начну, пожалуй, с простого примера: не так давно распространился скандал, связанный с утечкой персональных данных пользователей Facebook. После этого в сети появилась огромная база email и паролей (или хешей) к ним, собранная из разных систем.

И многие стали задаваться вопросом:

“Как так случилось, что ТОП корпорации мира зарабатывают на моих данных, а в итоге — страдаю я и остаюсь бесправным?”

Да, в Европе принят GDPR (правила по защите персональных данных) и даже Google оштрафовали на $50 000 000, но большая часть этих денег никогда не попадёт к пользователям — эти средства принадлежат государственному бюджету.

Концепция же Web 3.0 позволяет каждому из нас: во-первых, отдавать данные только тогда, когда это необходимо; во-вторых, в том объёме, в котором необходимо; а главное — всегда контролировать (например, по цифровому отпечатку через blockchain или распределённые решение, такие как tangle/byteball/hashgraf) сам трекер и конечные точки поступления.

Таким образом, можно получить следующую схему:

• Данные от пользователя (через процедуры KYC или иным способом) получаются сервисами, скажем Civic/BlockAuth/Existence ID или подобными.

• Создаётся цифровой слепок данных: в том числе — слепки могут быть разного формата, начиная от простой комбинации “email + имя”, заканчивая полной биометрической синхронизацией.

• Данный слепок используется по технологии, схожей с OAuth 2.0 и её последующими ответвлениями.

• Пользователь через унифицированные протоколы создаёт за счёт транзакций (информационных/платёжных) с другими участниками репутацию, основанную, дабы избавиться от эффекта “Чёрного зеркала” на распределении 30/30/30/10: где первые три числа — проценты соотношения временного, количественного и субъективного критерия, а последний — дополнительный фактор, который в разных системах может иметь разное видовое выражение.

• В итоге — пользователь сам решает, как и когда продать/реализовать или иным способом задействовать свои данные, а принципы блокчейн-комьюнити — открытость, анонимность, децентрализация и передача ценности посредством криптографии, позволяют ему функционировать на новом уровне.

• И так совершается переход от потребителя к участнику: от пассивного поглощения контента к активной фазе его создания и перераспределения.

Вот примерно такие аспекты хотелось бы затронуть и подробно разобрать в течение следующих недель.
И начнём в следующий раз с п. 4 – это наше недалёкое будущее – уже сегодня Китай тестирует единую кредитную рейтинговую систему, а FATF создал базу “чёрных аккаунтов”, куда зачастую попадают совершенно невиновные люди, поэтому децентрализованная система репутации с открытым исходным кодом – единственное, что может обеспечить человечеству альтернативный путь свободного развития.

До встречи!

Владимир Попов, специально для IBMagazine.


Баннер
Комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярное

IBMagazine — International Blockchain Magazine - независимое профессиональное медиа про блокчейн-технологии и криптовалюты. Новости и комментарии экспертов, авторские колонки, аналитика и исследования. Только качественные материалы про блокчейн.

Copyright © — 2019 IBMagazine

To Top